Оборудование и технологии комплексной реабилитации. Технологии реабилитации и восстановительное лечение. Медицинская техника. Средства гигиены и реабилитации. Лекарственные препараты. Товары и услуги для пожилых людей, технологии и оборудование для реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Охрана труда и промсанитария.

«Добровольное медицинское страхование, как один из элементов управления персоналом».

Б.А. Ермаков, д.м.н., генеральный директор ЗАО СМК «Сочи-Гарант», Член Совета президиума Южно-Российского союза страховщиков (ЮРСС) Доктор медицинских наук, профессор Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Автор 60 научных работ по вопросам медицинского страхования, экономики и управления здравоохранением. Награжден почетной грамотой Администрации Краснодарского края.

Задачу повышения качества и доступности медицинской помощи президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном (2004г.) послании Федеральному собранию РФ выдвинул в число одной из трех «самых насущных для граждан страны проблем».


В настоящее время завершается работа по подготовке к внесению в Государственную Думу Российской Федерации пакета законопроектов по модернизации системы ОМС, конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, регулированию частной медицинской деятельности и системы оказания платных медицинских услуг.


Анализ этих законопроектов свидетельствует о намерениях государства внедрить в систему здравоохранения экономические методы управления основанные на переходе от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на принципах обязательного страхования. Одновременно ставиться задача создания стимулов для развития добровольного медицинского страхования, как инструмента позволяющего сделать более доступной для граждан дополнительную медицинскую помощь и повышенный уровень комфортности при медицинском обслуживании.



Следует особо отметить, что благодаря политике проводимой Администрацией Краснодарского края в системе ОМС удалось восстановить механизм взаимодействия субъектов в предписанной федеральным законодательством форме, реализовать переход на страховые принципы оплаты медицинской помощи, провести ряд структурных реформ в отрасли. Тем самым созданы необходимые предпосылки для обеспечения модернизации системы здравоохранения после принятия изменений в федеральном законодательстве.

В центре внимания Администрации края находиться и проблема развития добровольного медицинского страхования, как одного из важных инструментов защиты интересов граждан и мощного источника привлечения дополнительных ресурсов в систему здравоохранения, в т.ч. и в сектор санаторно-курортного лечения.



Если исходить из того, что объем медицинских услуг предоставляемых гражданам РФ бесплатно в рамках Программы государственных гарантий будет четко регламентирован, то за многие виды медицинской помощи, прежде всего высокотехнологичной, оказываемой наиболее квалифицированными специалистами, с соответствующим сервисом гражданам придется доплачивать непосредственно.


Ст. 219 гл. 21 раздела VIII части II Налогового кодекса РФ предусматривает социальные налоговые вычеты из подлежащих налогообложению доходов физических лиц (с 01.07.2003г. в сумме до 38 000 руб. в год) за услуги по лечению, а также по приобретению медикаментов. Данная мера является ничем иным, как попыткой государства облегчить финансовое бремя, которое фактически приходиться нести гражданам оплачивая медицинские услуги, сверх объемов медицинской помощи официально декларируемых в качестве бесплатных.


Лучшим способом избавить работников предприятий любой собственности от неизбежных финансовых и организационных проблем, связанных с необходимостью получения медицинской помощи сверх государственных гарантий является их добровольное медицинское страхование за счет средств работодателя в рамках так называемого дополнительного «социального пакета».


При этом существующие налоговые льготы позволяют работодателям создать экономическую основу для предоставления гражданам высококачественных медицинских услуг, в том числе по реабилитационно-восстановительному лечению в условиях курортов, а так же в специализированных частных клиниках.


В соответствии с нормами 25 главы части II Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда (ст.255 п.16).


Согласно ст. 238 главы 24 раздела VIII части II Налогового кодекса РФ, суммы страховых платежей (взносов) по договорам добровольного медицинского страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам не подлежат налогообложению единым социальным налогом. Кроме того, на основании п. 5 ст. 213 главы 21 раздела VIII части II Налогового Кодекса РФ при определении налогооблагаемой базы по уплате налога на доходы физических лиц не учитываются суммы страховых взносов уплаченных работодателем в пользу физических лиц по договорам добровольного медицинского страхования.


В организационном плане медицинские услуги включаются страховщиком в программу добровольного медицинского страхования, реализуемую в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ДМС).


Таким образом, нормы действующего законодательства не только позволяют оптимизировать налоговую нагрузку для юридического лица, но и создают дополнительные возможности по повышению эффективности управления персоналом.


Программа ДМС составляется с учетом пожеланий страхователя. Размер страхового взноса и величина страховой ответственности определяются индивидуально по каждому застрахованному.



Предстоящее с января 2005 года снижение ставки единого социального налога на 10 % позволит работодателям часть высвобождающихся таким образом корпоративных ресурсов направить на ДМС сотрудников. По степени социальной значимости для граждан такое решение может оказаться куда более привлекательным, чем повышение уровня оплаты труда на 3 % , т.к. оплата медицинских услуг страховщиком из средств страхового фонда на 38,6 % дешевле прямой оплаты из кармана пациента, производимой за счет заработной платы (25,6 % ЕСН + 13 % НДФЛ).


Таким образом, заключение договора ДМС со страховщиком имеющим соответствующую лицензию и развитую инфраструктуру контрагентов в лице ЛПУ позволяет работодателю создать для определенного круга работников достаточно весомые социальные стимулы, не только усиливающие привлекательность рабочего места, но и повышающие эффективный потенциал работников. При этом хотелось бы особо отметить, что речь не идет об уходе от налогообложения путем реализации «зарплатных схем», а о механизме доступа к специализированной, с высоким уровнем сервиса лечебно-диагностической помощи, включая реабилитационно-восстановительное лечение в условиях курортов, медикаментозное обеспечение и другие виды услуг не предусмотренные программой госгарантий.



Статистические данные Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС) демонстрируют в целом по Российской Федерации картину динамичного расширения рамок ДМС в последние годы: так в 2002 году по этому виду было собрано 26 млрд. руб. страховой премии, в 2003г. 35 млрд. руб., а в I полугодии 2004 года около 40 млрд. руб.



Социологические исследования, проведенные СК «Росгострах» в 2003-2004годах показывают, что рост числа пользователей ДМС в 2004 году заметно ускорился. Так, если в ноябре 2003г. полис ДМС имело 9 % жителей российских городов с населением более 1 млн. человек, то в марте 2004г. их доля возросла до 22 %. В 1,5 раза (с 2 до 3 %) выросла доля тех , кто приобретает услуги ДМС за счет собственных средств. В течении ближайшего года дополнительно к имеющимся пользователям, полисы ДМС намерены приобрести еще 11 % потребителей. Другое исследование показало, что уже сейчас полисами ДМС частично или полностью обеспечены сотрудники 44 % предприятий крупных городов Российской Федерации.



Следует отметить, что в Краснодарском крае добровольное медицинское страхование работников предприятий за счет средств работодателя пока не получило должного развития. Об этом можно судить хотя бы по отсутствию динамики роста продаж данной страховой услуги в 2004г. С одной стороны данное обстоятельство объясняется приверженностью многих страхователей к «серым схемам» страхования, с другой – несформированной мотивацией по отношению к ДМС у широкого круга руководителей предприятий.


Вместе с тем такой фактор, как возможность своевременного получения медицинской помощи требуемого объема и качества без необходимости доплачивать за нее из собственного кармана является важным моментом для работников и оценивается ими как весомое преимущество данного рабочего места.


Поэтапное решение задачи обеспечения ДМС работников предприятий всех секторов экономики края позволит привлечь в виде страховой премии значительный объем финансовых ресурсов. Из этих средств может производиться оплата дополнительных медицинских услуг, включая стационарное реабилитационно-восстановительное лечение в условиях курортов, что для Кубани с ее развитий сетью санаторно-курортных организаций крайне важно. Благодаря этому удастся не только повысить наполняемость здравниц в осенне-зимний период, но и решать задачи реабилитации пациентов после перенесенных оперативных вмешательств, оздоровления страдающих хроническими заболеваниями застрахованных граждан.



Средства страховых резервов по данному виду страхования могут быть инвестированы в экономику края через банковскую сферу, рынок корпоративных ценных бумаг, участие в государственных и муниципальных облигационных займах.


Законопроектом о модернизации ОМС предусмотрены меры по развитию дополнительного медицинского страхования, в том числе на основе сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования. В целях облегчения условий ДМС (сегодня страхователи по ДМС вынуждены платить дважды за «пакет», предусмотренный в рамках ОМС) предлагается механизм ДМС, с включением в него страхового обеспечения по базовой программе ОМС. Уплачиваемая страхователями по договорам медицинского страхования страховая премия исключает часть, подлежащую оплате дирекцией территориального фонда в размере подушевого норматива финансирования на одного застрахованного по ОМС.


Предоставление компенсации в таких размерах и одновременная передача обязательств страховщику, с которым заключен договор по финансированию медицинской помощи в объеме базовой программы ОМС позволит увеличить общие поступления средств организаций и граждан в систему здравоохранения, поскольку цена страховки по ДМС снизиться.


Таким образом, развитие ДМС следует рассматривать как одну из важнейших социально-экономических задач, имеющую значение не только для повышения степени социальной защищенности работников предприятий всех форм собственности, улучшения привлекательности рабочих мест и уровня управляемости персоналом, но и как источник дополнительных финансовых ресурсов на поддержание высокого уровня функционирования и перспективное развитие территориальной системы здравоохранения Кубани.

Резникова Елена
МЕНЕДЖЕР МЕРОПРИЯТИЯ:

Резникова Елена

alf@soud.ru

17-19 февраля 2005
Международная специализированная выставка-ярмарка
«МедРеабилитация - 2005»


Место проведения:


Часы работы: c 10:00 до 18:00

0.0 0 Отзывы
Оставить отзыв
Оценить
Отменить